Типы документов



Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 23.08.2023 N 845 "Об утверждении регламента взаимодействия администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недостоверной информации и социально значимых информационных рисков"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НАРИМАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2023 г. в„– 845

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАРИМАНОВСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" И АВТОНОМНОЙ
НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ
В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ "ДИАЛОГ
РЕГИОНЫ" ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ

В соответствии со статьей 60 Устава муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", протоколом заседания Правительства Астраханской области от 07.07.2023 в„– 23, в целях своевременного выявления, предотвращения и нивелирования информационных рисков, возникающих в информационном поле Астраханской области администрация муниципального образования "Наримановский район" постановляет:
1. Утвердить Регламент взаимодействия администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недостоверной информации и социально значимых информационных рисков.
2. Определить должностных лиц, ответственных за отработку информационных рисков, в том числе за взаимодействие с Центром управления регионом Астраханской области и автономной некоммерческой организацией по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы": первого заместителя главы администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" Плотникова С.В., главного специалиста организационно-контрольного управления администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" Замятину Д.А.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" - руководителя аппарата Стыденко А.Н.
4. Обнародовать настоящее Постановление на информационных стендах в зданиях администраций муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", на официальном сайте муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://narimanov.astrobl.ru/), электронных информационных стендах, расположенных в здании администрации района.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального обнародования.

Глава района
И.А.РЕДЬКИН





Утвержден
Постановлением администрации
муниципального образования
"Наримановский муниципальный
район Астраханской области"
от 23 августа 2023 г. в„– 845

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "НАРИМАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" И АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ "ДИАЛОГ РЕГИОНЫ"
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ
"ИНТЕРНЕТ" НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ

1. Основные положения

1.1. Настоящий Регламент взаимодействия администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недостоверной информации и социально значимых информационных рисков (далее - Регламент) регулирует взаимодействие администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" с автономной некоммерческой организацией по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" (далее - АНО "Диалог Регионы") по следующим направлениям:
- мониторинг информационного поля на предмет выявления информационных рисков и информации, не соответствующей действительности (далее - недостоверная информация), социально значимого характера;
- активация информационных рисков и недостоверной информации в информационно-аналитической системе "Призма";
- верификация информации, содержащейся в сообщениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), квалифицированных как информационный риск или потенциально недостоверная информация;
- выработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на нивелирование информационных рисков;
- анализ и оценка эффективности отработки информационных рисков.
1.2. В настоящем Регламенте используются следующие основные понятия:
- информационный риск - любые сведения и материалы, распространяющиеся в сети "Интернет", способные привести к росту социальной напряженности, дестабилизирующие общественную обстановку, подрывающие доверие граждан к органам публичной власти, содержащие прямую критику представителей органов публичной власти:
- верификация - процесс, направленный на подтверждение информационного риска или его опровержение со стороны органа местного самоуправления Астраханской области, к компетенции которого относится информационный риск;
- мониторинг информационного поля - процесс, направленный на обнаружение информационных рисков и недостоверной информации в сети "Интернет";
- информационно-аналитическая система "Призма" - информационная система, предназначенная для организации межведомственного взаимодействия по выявлению и противодействию распространению в сети "Интернет" информационных рисков, имеющих негативные репутационные или социально значимые последствия и издержки;
- оперативный чат - чат в мессенджере, используемый для информирования об информационных рисках и выработки сценария реагирования на информационные риски;
- чат в информационно-аналитической системе "Призма" - форма коммуникации, предусмотренная информационной системой для обеспечения взаимодействия всех участников отработки информационных рисков, которая используется для получения рекомендаций от куратора АНО "Диалог Регионы", загрузки ссылок на отработку информационных рисков для оценки эффективности отработки информационных рисков;
- центр управления регионом Астраханской области (далее - ЦУР) - структурное подразделение АНО "Диалог Регионы", выполняющее функции и задачи АНО "Диалог Регионы" в Астраханской области;
- куратор АНО "Диалог Регионы" - сотрудник АНО "Диалог Регионы", в компетенцию которого входит координация работы ЦУР по направлению мониторинга и аналитики, методологическое сопровождение администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" по направлению работы с информационными рисками;
- информационный блок администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" (далее - информационный блок) - один или несколько работников администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", которые ответственны за отработку информационных рисков, в том числе за взаимодействие с ЦУРи АНО "Диалог Регионы";
- руководитель информационного блока (далее - ответственное лицо) - должностное лицо, замещающее должность не ниже заместителя главы администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области";
- скорость реагирования - разница между временем выхода информационного риска на интернет-ресурсе, поддающемся мониторингу, и первичной реакцией администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области";
- соразмерность отработки информационного риска - интегральный количественный показатель, оценивающий, на сколько распространение отработки соответствует распространению информационного риска. Определяется на основе данных информационно-аналитической системы "Призма", учитывает охваты распространения и распределение по площадкам, качество задействованных ресурсов (уровень влияния ресурса и его соответствие аудитории информационного риска). Под площадками подразумеваются социальные сети "ВКонтакте" и "Одноклассники", средства массовой информации и мессенджер "Телеграм".
Соразмерность информационной отработки рассчитывается как сумма соразмерности по каждой отдельной площадке. Расчет соразмерности происходит отдельно для регионального и федерального уровня;
- мессенджер - программа для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа.

2. Процесс мониторинга информационного поля
и выявления информационных рисков

2.1. ЦУР осуществляет мониторинг информационного поля. В случае обнаружения информационного риска ЦУР регистрирует сообщение в информационно-аналитической системе "Призма".
2.2. В информационно-аналитической системе "Призма" фиксируются следующие сведения: название информационного риска, уровень критичности (экспертная оценка), тематическая категория.
2.3. Сообщение об информационном риске направляется в оперативный чат с указанием степени критичности информационного риска, ссылки на публикацию - первоисточник информационного риска и (или) наиболее заметную публикацию в информационном пространстве и администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", в компетенции которого находится информационный риск.
2.4. Ответственное лицо доводит информацию о распространении информационного риска до вице-губернатора - руководителя администрации Губернатора Астраханской области, а в случае высокой или чрезвычайно высокой степени критичности информационного риска - до Губернатора Астраханской области в сроки, установленные пунктом 2.6 настоящего раздела.
2.5. Уровнями критичности информационных рисков исходя из социальной значимости и социально-политических последствий являются:
- зеленый уровень - информационные риски низкой степени критичности:
- желтый уровень - информационные риски средней степени критичности;
- красный уровень - информационные риски высокой степени критичности;
- черный уровень - информационные риски чрезвычайно высокой степени критичности (чрезвычайная ситуация федерального масштаба).
2.6. Сроками выявления информационных рисков в информационном пространстве (в источниках, поддающихся мониторингу) являются:
- 2 часа - для информационных рисков низкой степени критичности (за исключением выходных и праздничных дней, внерабочего времени);
- 1 час - для информационных рисков средней степени критичности (за исключением выходных и праздничных дней, внерабочего времени);
- 30 минут - для информационных рисков высокой степени критичности;
- 15 минут - для информационных рисков чрезвычайно высокой степени критичности.

3. Процесс верификации и отработки информационных рисков

3.1. При получении сообщения об информационном риске в оперативном чате информационный блок обеспечивает верификацию информации, содержащейся в сообщении, и информирование участников оперативного чата о планирующихся действиях по отработке информационного риска, иных мерах в связи с информационным риском.
3.2. При выявлении информационных рисков высокой степени критичности и чрезвычайно высокой степени критичности куратором АНО "Диалог Регионы" в информационно-аналитической системе "Призма" открывается чат для отработки информационного риска. В чат направляются рекомендации для отработки информационного риска. Дополнительно АНО "Диалог Регионы" может быть инициировано создание межведомственного чата в мессенджере для координации информационной отработки информационного риска чрезвычайно высокой степени критичности с исполнительными органами Астраханской области и федеральными органами исполнительной власти.
3.3. При выявлении информационных рисков низкой и средней степени критичности ЦУР принимает решение об открытии чата в информационно-аналитической системе "Призма". При открытии чата информационный блок сообщает о планирующихся мероприятиях по отработке информационного риска.
ЦУР передает полученную информацию кураторам АНО "Диалог Регионы".
3.4. Скорость реагирования на информационные риски исходя из степени критичности:
- информационные риски низкой степени критичности - на усмотрение ЦУР исходя из масштабов и динамики распространения информационного риска;
- информационные риски средней степени критичности - до 2 часов при высоком потенциале распространения информационного риска;
- информационные риски высокой степени критичности - до 1 часа;
- информационные риски чрезвычайно высокой степени критичности - до 30 минут.
3.5. Информационный блок при участии ЦУР вырабатывает тезисы и сценарий реагирования на информационный риск. Ответственное лицо при необходимости обеспечивает согласование сценария реагирования с вице-губернатором - руководителем администрации Губернатора Астраханской области, Губернатором Астраханской области.
3.6. Информационный блок совместно с ЦУР обеспечивает своевременное получение комментариев в соответствии со сценарием отработки информационного риска и согласование публичных позиций и данных для публикации (выработка генеральной версии).
3.7. ЦУР при участии информационного блока готовит текстовые, визуальные и аудиовизуальные материалы для отработки информационного риска в информационном поле и при необходимости обеспечивает согласование контента с администрацией муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области", вице-губернатором - руководителем администрации Губернатора Астраханской области, а в случае высокой или чрезвычайно высокой степени критичности информационного риска - с Губернатором Астраханской области.
3.8. Информационный блок совместно с ЦУР обеспечивает соразмерное распространение текстовых, визуальных и аудиовизуальных материалов с отработкой информационного риска в информационном поле исходя из масштабов распространения информационного риска.
3.9. ЦУР инициативно, по запросу информационного блока либо по запросу куратора АНО "Диалог Регионы" готовит информационно-аналитическую справку, содержащую исчерпывающую информацию о распространении информационного риска, сопутствующих информационных рисках, прогнозе развития ситуации и иную значимую для принятия решения по отработке информационного риска информацию, подкрепляя данные медиаметрическими показателями из информационно-аналитической системы "Призма". Исходя из степени критичности информационного риска и его длительности куратором АНО "Диалог Регионы" устанавливается периодичность и формат подготовки информационно-аналитических справок по информационному риску.
3.10. ЦУР обеспечивает загрузку ссылок на материалы, включая ссылки на материалы интернет-СМИ и материалы, размещенные в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", с отработкой информационного риска в соответствующий чат информационно-аналитической системы "Призма".
3.11. При существенном распространении информационного риска в сети "Интернет", необходимости привлечения федеральных ресурсов, таргетированной рекламы, привлечении соответствующих федеральных органов исполнительной власти для отработки информационного риска и синхронизации официальных публичных позиций ЦУР оперативно информирует куратора АНО "Диалог Регионы". Куратор АНО "Диалог Регионы" обеспечивает присутствие в чате информационно-аналитической системы "Призма" представителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных специалистов АНО "Диалог Регионы" для содействия в отработке информационного риска.
3.12. При существенном распространении недостоверной или потенциально недостоверной информации ЦУР информирует куратора АНО "Диалог Регионы" с целью проведения экспертной оценки распространения недостоверной или потенциально недостоверной информации. Куратор АНО "Диалог Регионы" в ходе соответствующей экспертной оценки содействует:
- подготовке публикаций опровержений в федеральных средствах массовой информации;
- верификации недостоверной информации (в случае когда имеется основание полагать, что информация недостоверна, но нет достаточных данных для ее опровержения);
- размещению опровержения на информационной платформе "Лапша. Медиа";
- модерации недостоверной информации в социальных сетях "Вконтакте" и "Одноклассники", мессенджере "Телеграм", в том числе блокировке ботов и страниц радикальных сообществ;
- таргетированию опровержения на соответствующую целевую аудиторию.

4. Оперативная информационная группа

4.1. При выявлении информационных рисков высокой степени критичности ответственное лицо при необходимости создает оперативную информационную группу.
4.2. При выявлении информационных рисков чрезвычайно высокой степени критичности ответственное лицо создает оперативную информационную группу в обязательном порядке в течение 30 минут с момента выявления такого информационного риска.
4.3. Оперативная информационная группа формируется в виде общего чата в мессенджере.
4.4. Членами оперативной информационной группы являются Губернатор Астраханской области/ вице-губернатор - руководитель администрации Губернатора Астраханской области (далее - руководитель оперативной информационной группы), ответственное лицо, информационный блок, руководитель и сотрудники ЦУР, сотрудники управления по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, иные участники по решению руководителя оперативной информационной группы.
4.5. Задачами оперативной информационной группы являются выработка единой информационной позиции и координация действий.
4.6. Функции оперативной информационной группы:
- оперативная верификация информации;
- выработка информационных тезисов;
- согласование публичных позиций и данных для публикации;
- привлечение необходимых дополнительных информационных и административных ресурсов;
- выработка управленческих решений, направленных на нивелирование информационного риска.

5. Процесс анализа и оценки эффективности
отработки информационного риска

5.1. ЦУР обеспечивает мониторинг и анализ соразмерности отработки информационного риска в информационном поле.
5.2. При повторном распространении информационного риска ЦУР информирует ответственное лицо, информационный блок, куратора АНО "Диалог Регионы" и готовит информационно-аналитическую справку по текущей ситуации с выводами о причинах распространения и прогнозом для корректировки сценария отработки информационного риска и обеспечения соразмерности его отработки.
5.3. Куратор АНО "Диалог Регионы" повторно направляет рекомендации для отработки информационного риска в связи с его распространением.
5.4. Куратор АНО "Диалог Регионы" ежеквартально готовит отчет об эффективности отработки информационных рисков и направляет его в ЦУР.
5.5. Критерии эффективности отработки информационного риска:
- отработка предполагает решение или потенциальное решение возникшей проблемы;
- отработка содержит информативный и понятный пользователю текст, который адаптирован под пользователей социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники", мессенджера "Телеграм" и целевую аудиторию информационного риска;
- отработка соразмерна масштабу распространения и потенциалу информационного риска;
- отработка уменьшает долю негатива в комментариях к информационному риску;
- отработка способствует нивелированию информационного риска.
5.6. Информационный риск является отработанным неэффективно, в случае если отработка:
- не предусматривает решения (потенциального решения) возникшей проблемы или размещения понятной для аудитории информации о невозможности решения проблемы;
- вызывает дополнительный всплеск негатива или повторное распространение информационного риска;
- не адаптирована под социальные сети и целевую аудиторию информационного риска;
- противоречит генеральной версии - единой концепции и стратегии реагирования на информационный риск в медиапространстве, которая должна быть реализована всеми участниками разрешения информационного риска (генеральная версия включает в себя согласованную, единственно верную принятую версию произошедших событий, ключевые тезисы отработки, единую фактологическую базу);
- несоразмерна масштабу распространения информационного риска/ недостоверной информации.


------------------------------------------------------------------