Типы документов



Распоряжение администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 05.09.2023 N 1495-р "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АСТРАХАНЬ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2023 г. в„– 1495-р

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ГОРОД АСТРАХАНЬ" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в целях разработки проекта решения Городской Думы муниципального образования "Городской округ город Астрахань" "О бюджете муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления).
2. Финансово-казначейскому управлению администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" при составлении проекта бюджета муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов руководствоваться данными Основных направлений.
3. Управлению информационной политики администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" разместить настоящее Распоряжение администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на официальном сайте администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" возложить на заместителя главы муниципального образования "Городской округ город Астрахань" - начальника финансово-казначейского управления.

Глава муниципального образования
"Городской округ город Астрахань"
О.А.ПОЛУМОРДВИНОВ





Утверждены
Распоряжением администрации
муниципального образования
"Городской округ город Астрахань"
от 5 сентября 2023 г. в„– 1495-р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ГОРОД АСТРАХАНЬ" НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 70 Устава муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - местный бюджет), основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования, эффективного решения текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития города в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяют стратегию действий органов местного самоуправления в части доходов, расходов местного бюджета и межбюджетных отношений.
Бюджетная и налоговая политика нацелена на улучшение жизни жителей города Астрахани, бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения города и их дальнейшего развития в интересах населения.
Соглашением по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) Астраханской области от 30.12.2022 в„– 12 муниципальному образованию "Городской округ город Астрахань" рекомендовано реализовать меры, направленные на снижение уровня дотационности, рост налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджетных средств. В 2024 - 2026 годах будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на финансовое оздоровление бюджетной системы муниципального образования "Городской округ город Астрахань". Данные мероприятия представлены в плане мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2023 - 2025 годы, утвержденном Распоряжением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 31.03.2023 в„– 497-р.

2. Основные направления налоговой политики

В среднесрочной перспективе проводимая налоговая политика муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - налоговая политика) направлена на сохранение и развитие налогового потенциала в целях обеспечения роста доходной части местного бюджета, а также обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета в среднесрочной перспективе с учетом текущей экономической ситуации.
Основные цели налоговой политики - стимулирование экономического роста и расширение собственной налоговой базы, которые будут достигаться путем реализации следующих задач:
- обеспечение уровня доходов местного бюджета, достаточного для гарантированного и качественного выполнения задач и функций органов местного самоуправления;
- совершенствование взаимодействия с администраторами доходов местного бюджета с целью обеспечения качественного прогнозирования и выполнения плановых назначений, повышение их ответственности за формирование администрируемых прогнозных показателей поступлений доходов в местный бюджет;
- повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости местных налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах налогообложения;
- повышение эффективности реализации мер, направленных на расширение налоговой базы по имущественным налогам, путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы.
Для реализации основных целей и задач налоговой политики предстоит реализовать комплекс мер, направленных на увеличение налогового потенциала, повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов, в том числе:
- сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет;
- усиление претензионной исковой работы с недоимщиками по неналоговым доходам в местный бюджет;
- продолжение работы по легализации заработной платы;
- оптимизация состава налоговых льгот с учетом оценки их эффективности;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
В рамках реализации поставленных задач необходимо:
- осуществлять мероприятия по контролю выплаты официальной заработной платы в размере не ниже среднего уровня, сложившегося по виду экономической деятельности в Астраханской области, снижению задолженности по выплате заработной платы;
- продолжить работу по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе в результате активизации претензионной исковой работы;
- не допустить задержки в перечислении налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Астраханской области налоговыми агентами.
В целях формирования и поддержания актуальных баз данных для исчисления налоговых и неналоговых платежей необходимо продолжить:
- работу по актуализации перечня объектов кадастровой оценки;
- ежегодно формировать предложения по включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
- на постоянной основе осуществлять работу по выявлению и постановке на учет объектов индивидуального жилищного строительства, земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов.

3. Основные направления бюджетной политики

Основные направления бюджетной политики муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджетная политика) являются основой для:
- формирования местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- достижения целевых показателей, предусмотренных муниципальными программами муниципального образования "Городской округ город Астрахань";
- принятия новых расходных обязательств исключительно при наличии дополнительных доходов местного бюджета и (или) в пределах сокращения действующих расходных обязательств в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- недопущения просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечения достижения целей и решения задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года;
- сохранения обеспечения финансовой устойчивости местного бюджета в условиях замедления темпов экономического роста.
В приоритетах бюджетной политики на среднесрочный период сохраняется обеспечение стабильности местного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста и мобилизации внутренних источников.
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:
- изменения норм федерального и регионального законодательства, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов местного бюджета;
- ухудшение общеэкономической ситуации в Астраханской области и муниципальном образовании "Городской округ город Астрахань", приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
- удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов коммерческих банков;
- необходимость своевременной и в полном объеме оплаты поступивших исполнительных документов.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

Цели и задачи бюджетной политики

Бюджетная политика реализуется через исполнение действующих расходных обязательств муниципального образования "Городской округ город Астрахань". Объем расходных обязательств ограничен возможностями муниципальной экономики. К местному бюджету применяются ограничения, установленные пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: отсутствие права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.
Основным направлением бюджетной политики остается улучшение условий жизни населения, повышение качества предоставления муниципальных услуг.
Основополагающей целью бюджетной политики является решение экономических и социальных задач, а также безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. Для достижения целей бюджетной политики необходимо решение следующих задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при исполнении всех обязательств;
- снижение объема муниципального внутреннего долга относительно собственных доходов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
- привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов за счет федеральных средств и средств, передаваемых из бюджета Астраханской области в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;
- строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса, получателями средств из местного бюджета и муниципальными бюджетными учреждениями;
- повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг;
- осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Эффективное управление расходами должно быть обеспечено посредством реализации муниципальных программ, построенных на проектных принципах управления. Муниципальные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и текущей деятельности муниципальных органов, отражающих взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.

Бюджетная политика в области доходов

Бюджетная политика в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов в части доходов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Астраханской области, муниципальных правовых актов муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и направлена на обеспечение поступления доходов в местный бюджет в запланированных объемах за счет:
- обеспечения администрирования доходов участниками бюджетного процесса с целью обеспечения качественного прогнозирования и выполнения плановых назначений;
- активизации работы по актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- дальнейшей работы межведомственного координационного совета по вопросам сбора налоговых и неналоговых поступлений и взимания недоимки в местный бюджет, направленной на погашение (снижение) задолженности юридических лиц по налоговым и неналоговым платежам в местный бюджет и обеспечению своевременной выплаты заработной платы;
- повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

Бюджетная политика в области расходов

Основой для формирования расходов местного бюджета является заявка потребности в бюджетных ассигнованиях на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы в разрезе муниципальных программ и непрограммных мероприятий по действующим расходным обязательствам, представленная главными распорядителями бюджетных средств в текущем году.
Бюджетная политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы в части расходов обеспечивает сохранение преемственности определенных ранее приоритетов и их достижений и направлена на:
- приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, оптимизацию структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления;
- повышение качества бюджетного планирования путем формирования расходов на основе муниципальных программ и результатов оценки их эффективности, что позволит обеспечить на этапе планирования увязку бюджетных ассигнований, целевых показателей программ и целей социально-экономического развития города;
- принятие новых расходных обязательств только при условии оценки их эффективности, соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития города и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения, что позволит снизить риск неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
- соблюдение режима экономии электро- и теплоэнергии, расходных материалов, горюче-смазочных материалов, услуг связи;
- недопущение роста расходов на оплату коммунальных услуг за счет экономичного режима их потребления, что является актуальным в условиях недостаточности финансовых ресурсов;
- повышение качества и доступности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) для населения в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и работ, региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, оказываемых физическим лицам, а также определения стоимости муниципальных услуг (работ) на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание муниципальной услуги муниципальным учреждениям, что позволит установить единый формат описания услуг (работ) и обеспечить прозрачность и доступность информации о перечнях услуг (работ) для потребителей;
- недопущение увеличения штатной численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в течение финансового года по сравнению с численностью на 1 января 2023 года, за исключением случаев, когда увеличение необходимо для реализации новых полномочий органов местного самоуправления и (или) при передаче государственных полномочий;
- жесткий контроль за недопущением возникновения кредиторской задолженности по заработной плате и по публичным нормативным обязательствам, а также за динамикой кредиторской задолженности по другим расходным обязательствам;
- обеспечение поэтапного перехода работы в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в целях выстраивания "сквозной" системы бюджетирования федерального, регионального и муниципального уровней;
- повышение эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и открытости бюджетной информации стали действенным инструментом для вовлечения граждан в бюджетный процесс, т.е. в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, что позволит повысить информированность граждан в вопросах формирования и исполнения местного бюджета (бюджет для граждан, инициативное бюджетирование);
- обеспечение привлечения средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на местный бюджет и выполнение условий софинансирования.
В условиях жесткой экономии бюджетных средств необходимо четко определить их первоочередные направления. В связи с чем предлагается сконцентрировать бюджетные ассигнования на строительстве объектов, софинансирование которых будет осуществляться за счет областных и федеральных средств, передаваемых из бюджета Астраханской области.
При формировании расходов местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов следует уделить особое внимание сохранению социальных приоритетов, предусмотрев большую часть средств на выполнение муниципальных заданий по предоставлению населению на территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань" услуг в сфере образования, культуры.
При формировании расходов в области образования финансирование дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местному бюджету, включая расходы на оплату труда, приобретение игр, игрушек, учебников, учебных пособий и средств обучения в соответствии с требованиями учебного процесса.
В целях повышения уровня обеспеченности населения муниципального образования "Городской округ город Астрахань" объектами образования продолжится реализация мероприятий по развитию сети образовательных организаций города и созданию условий пребывания, соответствующих нормативам, для обучающихся и воспитанников в образовательных организациях.
По отрасли "Физическая культура и спорт" в целях укрепления здоровья населения планируется совершенствовать организацию спортивно-массовых и физкультурных мероприятий путем вовлечения большего количества населения, в том числе подростков, а также совершенствовать и развивать материально-техническую базу муниципальных учреждений, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта.
При формировании расходов местного бюджета в области дорожного, жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования "Городской округ город Астрахань" необходимо обеспечить максимально эффективное использование бюджетных ресурсов, предусмотрев повышение ответственности за достоверность и качество их финансово-экономических обоснований. Новые муниципальные программы и мероприятия подготавливать в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Астраханской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
Планируется сохранить уровень расходов, направленных на повышение благоустройства и улучшение внешнего облика города.

Бюджетная политика в области управления
муниципальным внутренним долгом

Долговая политика муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 - 2026 годы (далее - долговая политика) направлена на сокращение объема муниципального внутреннего долга муниципального образования "Городской округ город Астрахань".
В основу формирования и реализации долговой политики на 2024 - 2026 годы заложено:
- поддержание объема муниципального внутреннего долга на экономически безопасном уровне, что позволит своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства муниципального образования "Городской округ город Астрахань";
- использование среднесрочных кредитов в портфеле долговых обязательств в целях обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости местного бюджета и равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
- своевременное исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию муниципального внутреннего долга;
- поддержание на высоком уровне деловой репутации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" как заемщика средств при привлечении кредитных ресурсов;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению местного бюджета с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита местного бюджета и муниципального внутреннего долга;
- сокращение объема муниципального внутреннего долга муниципального образования "Городской округ город Астрахань";
- сохранение структуры муниципального внутреннего долга на уровне, позволяющем гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию.
Объем муниципального внутреннего долга муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в 2024 - 2026 годах не должен привести к нарушению установленных бюджетным законодательством норм, а также не допустить переход муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в группу заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
Основными источниками финансирования погашения муниципальных долговых обязательств будут являться налоговые поступления и заемные средства.
Основу для формирования объемов источников финансирования дефицита местного бюджета составили показатели, соответствующие:
- объему привлеченных заемных средств в соответствии с заключенными договорами;
- потребности в заемных средствах на покрытие дефицита в 2024 - 2026 годах.
Стоимость заемных средств планируется сдерживать за счет проведения аукционов и расширения круга кредиторов (кредитных организаций), а также снижать за счет привлечения бюджетных кредитов.
Таким образом, основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Городской округ город Астрахань" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов станут:
- увеличение налоговых и неналоговых доходов;
- повышение эффективности расходов;
- взвешенная политика муниципальных заимствований.
Реализация направлений бюджетной и налоговой политики окажет содействие устойчивому социально-экономическому развитию муниципального образования "Городской округ город Астрахань", обеспечению ключевых бюджетных приоритетов, поддержанию сбалансированности местного бюджета.


------------------------------------------------------------------