По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Распоряжение Правительства Астраханской области от 03.10.2023 N 365-Пр "О прогнозе социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2026 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. в„– 365-Пр
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 15.09.2015 в„– 478-П "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период":
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2026 года согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Признать утратившими силу Распоряжения Правительства Астраханской области:
- от 26.09.2022 в„– 463-Пр "О прогнозе социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2025 года";
- от 27.10.2022 в„– 509-Пр "О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 26.09.2022 в„– 463-Пр".
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Астраханской области
от 3 октября 2023 г. в„– 365-Пр
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА
1. Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Астраханской области на среднесрочный период
до 2026 года
Наименование
Единица измерения
2024 год
2025 год
2026 год
2024 - 2026 годы
консервативный вариант
базовый вариант
консервативный вариант
базовый вариант
консервативный вариант
базовый вариант
консервативный вариант
базовый вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Валовой региональный продукт
млн рублей
734128,2
759645,3
711451,5
778945,4
739264,7
836396,5
X
X
Индекс физического объема валового регионального продукта
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
99,3
102,4
93,9
99,1
100,3
103,7
93,5
105,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности
млн рублей
545706,6
576203,4
499208,3
580290,1
513541,2
628041,0
1558456,1
1784534,5
Индекс промышленного производства - всего
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
97,5
102,6
88,0
97,0
99,7
105,0
85,5
104,5
в том числе:
по отрасли "Добыча полезных ископаемых"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
98,6
103,8
86,7
96,2
99,9
105,7
85,4
105,5
по отрасли "Обрабатывающие производства"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
89,4
95,6
95,5
102,3
97,7
100,3
83,4
98,1
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
92,9
95,2
97,7
100,1
100,0
102,5
90,8
97,7
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
95,0
100,0
98,0
101,8
100,0
101,0
93,1
102,8
Продукция сельского хозяйства
млн рублей
70305,1
71123,8
73725,0
75389,6
77359,4
79908,3
221389,5
226421,7
Индекс производства продукции сельского хозяйства
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
100,7
101,7
100,7
101,8
100,7
101,8
102,1
105,4
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"
в ценах соответствующих лет, млн рублей
40085,5
40175,8
40359,6
40455,8
40597,3
40735,5
121042,4
121367,1
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
95,5
95,8
96,4
96,5
97,0
97,1
89,3
89,8
Инвестиции в основной капитал
в ценах соответствующих лет, млрд рублей
83,8
85,7
83,1
85,6
83,0
85,8
249,9
257,0
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
% к предыдущему году в сопоставимых ценах
89,1
90,2
94,8
95,3
95,5
95,8
80,7
82,4
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств
в ценах соответствующих лет, млрд рублей
76,7
78,4
76,0
78,3
76,0
78,4
228,6
235,0
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств
% к предыдущему году
88,4
90,2
94,8
95,3
95,5
95,8
80,0
82,4
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций
тыс. рублей
58,282
58,772
62,070
63,180
65,919
67,603
X
X
% к предыдущему году
107,0
107,9
106,5
107,5
106,2
107,0
121,02
124,11
Численность занятых в экономике
тыс. человек
472,9
473,1
473,0
473,2
473,0
473,3
X
X
Потребность Астраханской области в иностранных работниках
тыс. человек
23,6
24,8
24,0
25,0
24,1
25,4
X
X
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей)
тыс. человек
65,02
66,34
66,05
67,40
67,18
68,55
X
X
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения
%
13,7
14,0
13,96
14,2
14,2
14,5
X
X
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)
тыс. человек
6,4
5,4
6,4
5,4
5,9
5,4
X
X
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года
% к декабрю предыдущего года
105,4
104,5
103,6
104,0
104,0
104,0
X
X
Прибыль прибыльных организаций
млн рублей
155888,2
159339,4
156202,6
161111,9
156215,5
163188,0
468306,2
483639,3
Фонд заработной платы работников организаций
млн рублей
144553,4
145849,0
153927,8
156819,5
163464,9
167845,5
X
X
Остаточная стоимость основных фондов
млн рублей
769937,2
770513,1
790658,4
791992,3
801280,6
803450,9
X
X
2. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
развития Астраханской области
Основные тенденции социально-экономического развития Астраханской области в 2022 году характеризуются в большей степени влиянием введенных иностранными государствами санкционных ограничений. Внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились и значительно ограничивают экономическую деятельность.
Индекс потребительских цен за 2022 год составил 113,85% к 2021 году (по Российской Федерации - 113,8%).
По итогам 2022 года зафиксирован рост среднедушевых денежных доходов - 115,8%. Размер среднедушевых доходов составил 31,1 тыс. рублей. Реальные денежные доходы - 97,7%.
Ситуация на регистрируемом рынке труда Астраханской области за 2022 год характеризуется стабилизацией числа обращений граждан в агентство по занятости населения Астраханской области с целью поиска работы и снижением численности безработных.
Уровень зарегистрированной безработицы за 2022 год составил 1,1%, что ниже показателя 2021 года (1,7%). К концу 2022 года численность зарегистрированных безработных составила около 5,6 тыс. человек, что ниже данного показателя на конец 2021 года (8,7 тыс. человек) (64,3% по отношению к 2021 году).
По итогам 2022 года индекс промышленного производства составил 98,5%. Положительные темпы были поддержаны результатами работы сельского хозяйства (темп роста - 107,4%).
Результаты работы обрабатывающей промышленности продемонстрировали рост объемов производства по сравнению с уровнем 2021 года (темп роста - 103,9%). Определяющее влияние на данный рост оказали прежде всего отрасли по производству нефтепродуктов (118,9% к уровню 2021 года) и химическому производству (113,8% к уровню 2021 года).
В сельском хозяйстве в 2022 году объемы производства выросли на 7,4% и составили в фактических ценах около 64,8 млрд рублей, из которых 40,3 млрд рублей составила продукция растениеводства (темп роста - 110,1%) и 24,5 млрд рублей - продукция животноводства (темп роста - 102,5%).
В 2022 году объем строительных работ составил 39,48 млрд рублей, что составило 60,5% относительно уровня 2021 года. Основной причиной снижения темпа показателя является высокая база 2021 года, сложившаяся за счет строительства ветропарка в Черноярском районе Астраханской области в 2021 году. Также ООО "Вимар Оффшор", осуществляющее крупномасштабное строительство подводных трубопроводов между ледостойкой стационарной платформой месторождения им. В. Грайфера и ледостойкой стационарной платформой в„– 2 месторождения им. В. Филановского (удельный вес - 28% в общем объеме), в 2022 году выполнило завершающий объем работ с частичным переносом на 2023 год, что привело к существенному уменьшению объема строительных работ в 2022 году.
В результате объем валового регионального продукта составил по итогам 2022 года 750,6 млрд рублей с темпом роста по отношению к 2021 году 98,2% (оценка динамики валового внутреннего продукта России за аналогичный период - 97,9%).
Инвестиции в основной капитал сложились по итогам 2022 года на уровне 86,1 млрд рублей, что составляет 65,4% к уровню 2021 года. Основной причиной снижения темпа инвестиций в основной капитал в 2022 году является высокая база 2021 года, сложившаяся за счет строительства ветроэнергетического комплекса в Черноярском районе Астраханской области.
Также одной из основных причин уменьшения объема инвестиций в 2022 году является снижение объемов капиталовложений в связи с завершением основной программы бурения на месторождении им. Ю. Корчагина и завершением разведочного бурения на структуре Хазри.
В 2021 году было приобретено дорогостоящее оборудование для транспортировки по трубопроводам нефти для нефтеперекачивающей станции "Астраханская". Также в 2021 году дорогостоящее оборудование приобретено Астраханским филиалом компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк". В сельскохозяйственной отрасли в 2021 году агропромышленный комплекс осуществил модернизацию линии по производству томатной пасты. В 2022 году подобные затраты не осуществлялись.
По итогам 2022 года оборот розничной торговли сложился в объеме 208,5 млрд рублей (темп роста к 2021 году - 92,9% при устранении инфляционного фактора). Уровень платных услуг населению составил 47,7 млрд рублей (темп роста к 2021 году - 101,4%).
В 2022 году сохранился положительный темп роста заработной платы - 113,5% к уровню 2021 года. В результате ее величина составила 47,8 тыс. рублей на одного работника.
По итогам 2022 года коэффициент смертности превышал коэффициент рождаемости - 12,7 и 10,1 на 1000 человек населения соответственно. Коэффициент рождаемости Астраханской области на 1,2 процентных пункта превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (Астраханская область - 10,1, Российская Федерация - 8,9). Коэффициент смертности в Астраханской области ниже показателя по Российской Федерации (Астраханская область - 12,7, Российская Федерация - 12,9).
Индекс физического объема валового регионального продукта оценивается по итогам первого полугодия 2023 года на уровне 101,6%. Индекс промышленного производства за январь - июнь 2023 года сократился на 0,8%. Около 50% оборота организаций приходится на добычу полезных ископаемых. Результаты работы данного вида деятельности продолжают определять динамику экономики Астраханской области. Общий объем производства по итогам первого полугодия 2023 года сократился на 0,5% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года в связи с сокращением объема предоставленных услуг в области добычи полезных ископаемых. Объемы производства продукции сельского хозяйства также сократились за первое полугодие 2023 года на 2,4%.
По итогам первого полугодия 2023 года объем работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 12,1 млрд рублей или 96,2% к уровню соответствующего периода 2022 года. Снижение темпа роста в первом полугодии 2022 года обусловлено индексом-дефлятором. В номинальном выражении объем строительных работ в первом полугодии 2022 года превышен на 623,7 млн рублей.
В первом полугодии 2023 года объем инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 30,4 млрд рублей или 89,3% к уровню аналогичного периода 2022 года.
В первом полугодии 2023 года наблюдается снижение оборота розничной торговли на 3%, который в денежном выражении составил 101,9 млрд рублей. Объем платных услуг населению составил 27,2 млрд рублей (темп роста - 105,7%).
По итогам I квартала 2023 года зафиксирована положительная динамика среднедушевых денежных доходов - 110,9%. Размер среднедушевых доходов составил 28,6 тыс. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы - 101,2%.
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2023 года составил 0,8%, что ниже показателя за аналогичный период 2022 года (1,1%).
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
Астраханской области на среднесрочный период
Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2026 года учитывают тенденции и внешние потенциалы развития Астраханской области, региональные конкурентные преимущества, естественные и создаваемые факторы и превосходства, а также конкурентные факторы риска для региона.
Внешние ограничения, определяющие в целом состояние экономической стабильности в Российской Федерации в 2022 году, кардинально изменились. Однако, несмотря на негативные последствия, на территории Астраханской области наблюдается положительная динамика и возобновилось импортозамещение.
В качестве внутренних факторов социально-экономического развития Астраханской области выступают следующие региональные преимущества: значительные запасы природных ресурсов, благоприятные природные условия, предпосылки для развития альтернативной энергетики, выгодное географическое положение, природно-исторические предпосылки для развития туризма.
Риски, определяющие ограничения развития экономики, максимально учтены в консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Астраханской области на период до 2026 года.
Консервативный сценарий характеризуется следующими высокими рисками: затяжное восстановление мировой экономики, заморозка инвестиционных проектов вследствие влияния санкционной политики, увеличение оттока молодежи и квалифицированных кадров, обмеление судоходных каналов.
Рост экономики Астраханской области в базовом сценарии характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста за счет выхода на проектную мощность по уже завершенным проектам, а также за счет модернизации энергосырьевого комплекса и развития обрабатывающей промышленности.
Для Астраханской области в 2024 - 2026 годах будут использованы следующие возможности: участие в федеральных инициативах, привлечение федеральных инвестиций в рамках реализации государственных программ и национальных проектов, продолжение государственной политики, развитие инновационных технологий, повышение привлекательности Астраханской области для рабочей силы из соседних регионов, улучшение имиджа Астраханской области на российских и зарубежных рынках инвестиций, товаров и услуг.
4. Направления социально-экономического развития
Астраханской области и целевые показатели вариантов
прогноза социально-экономического развития
Астраханской области на среднесрочный период,
включая количественные показатели и качественные
характеристики социально-экономического развития
Валовой региональный продукт
Снижение на 1,8% валового регионального продукта в 2022 году обусловлено сокращением объемов добычи полезных ископаемых на территории Астраханской области.
Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта области осуществлен организациями добывающей отрасли (более 45%), транспортировки и связи (6,5%), агропромышленного комплекса (6,0%), оптовой и розничной торговли (5,9%).
По базовому варианту прогноза объем валового регионального продукта области прогнозируется в 2026 году в текущих основных ценах в объеме 836,4 млрд рублей, при этом индекс физического объема валового регионального продукта прогнозируется на уровне 103,7%. В расчете на душу населения области в 2026 году валовой региональный продукт планируется в размере 898,5 тыс. рублей (119,2% к уровню 2023 года).
По консервативному варианту прогноза объем валового регионального продукта Астраханской области прогнозируется в 2026 году в текущих основных ценах в объеме 739,3 млрд рублей, при этом индекс физического объема валового регионального продукта прогнозируется на уровне 100,3%. В расчете на душу населения по Астраханской области валовой региональный продукт планируется в 2026 году в размере 796,7 тыс. рублей (105,7% к уровню 2023 года).
Промышленное производство
Индекс промышленного производства в оценке 2023 года составит 104,0% к уровню 2022 года. Снижение объемов производства обусловлено в большей степени продолжением тенденции сокращения объемов в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Общий индекс промышленного производства прогнозируется в 2024 году на уровне 102,6%, в 2025 году - 97,0%, в 2026 году - 105,0%.
Добыча полезных ископаемых
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2023 году на уровне 104,2%, в 2024 году - 103,8%, в 2025 году - 96,2%, в 2026 году - 105,7%. При этом индекс промышленного производства по добыче сырой нефти и природного газа в 2026 году по отношению к 2022 году прогнозируется на уровне 112,9%, по добыче прочих полезных ископаемых - 92,7%.
Основные перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть.
Обрабатывающие производства
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" индекс производства в 2026 году к 2022 году составит 102,4%.
Индекс производства в пищевой отрасли в 2023 году составит 101,0%, в 2024 году - 102,0%, в 2025 году - 101,5%, в 2026 году - 103,0%. Развитие вида деятельности "Производство пищевых продуктов" будет сопряжено с трансформацией агропромышленного комплекса Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона со специализацией на производстве овощей и продуктов их переработки. Рост производства будет опираться на максимальное расширение собственной сырьевой базы, интеграцию с сельхозпроизводителями, техническое перевооружение и модернизацию производства.
В сфере производства нефтепродуктов в 2023 году индекс производства составит 113,2%, в 2024 году - 88,6%, в 2025 году - 102,5%, в 2026 году - 105,0%. Развитие данного вида деятельности до 2026 года будет полностью определяться реализацией проекта по расширению производств в„– 3, 6 на Астраханском газоперерабатывающем заводе, направленного на повышение комплексности и рациональности использования всего объема добываемого конденсата за счет углубления его переработки и повышения качества и экологических характеристик выпускаемого топлива до современных и перспективных международных стандартов.
В химической отрасли в 2026 году по отношению к 2022 году индекс производства составит 114,4%. В прогнозируемом периоде продолжится модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в частности лакокрасочных материалов, пищевой поливинилхлоридной пленки. Вместе с тем основная динамика данной отрасли связана с установлением плановых заданий предприятий газодобывающего комплекса по добыче природного газа и газового конденсата и, как следствие, по производству серы, являющейся сопутствующим продуктом и занимающей в региональной химической отрасли около 98%. С 2024 года запланирована реализация проекта по строительству дополнительных мощностей "сухой" грануляции серы, включая современные механизированные комплексы по погрузке серы на Астраханском газоперерабатывающем заводе.
В отрасли судостроения в 2023 году по прогнозу индекс производства составит 105,0%, в 2024 году - 104,0%, в 2025 году - 103,0%, в 2026 году - 80,0%. Перспективы развития судостроительного комплекса региона связаны с продолжением сотрудничества с ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "Газпром" по строительству шельфовых объектов, а также продолжением строительства судов транспортного и дноуглубительного флота.
Энергетика и водоснабжение
В 2023 году по прогнозу индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 99,3%, в 2024 году - 95,2%, в 2025 году - 100,1%, в 2026 году - 102,5%.
С учетом реализации в Астраханской области инвестиционной программы по строительству и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения, индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2023 году составит 101,0%, в 2024 году - 100,0%, в 2025 году - 101,8%, в 2026 году - 101,0%.
Сельское хозяйство
В 2023 - 2026 годах будет обеспечена дальнейшая реализация приоритетных направлений развития сельского хозяйства, внедрения новых технологий и техники. Объем валовой сельскохозяйственной продукции с 66,8 млрд рублей в 2023 году возрастет до 79,9 млрд рублей в 2026 году. Темпы роста агропромышленной продукции в 2023 году составят 101,7%, в 2024 году - 101,7%, в 2025 году - 101,8%, в 2026 году - 101,8%.
В настоящее время на территории региона реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в области рисоводства, картофелеводства, производства овощей открытого и закрытого грунта со сроками реализации до 2032 года.
Строительство
Учитывая сложившиеся отраслевые тенденции развития, ожидается, что по итогам 2023 года объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" составит 40,1 млрд рублей с темпом роста 97,3% относительно 2022 года.
В 2023 году на территории Астраханской области осуществляются работы по строительству восточного обхода г. Астрахани, строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в Черноярском, Камызякском, Енотаевском, Харабалинском, Ахтубинском муниципальных районах, межшкольных стадионов для МБОУ г. Астрахани "СОШ в„– 36", МБОУ г. Астрахани "СОШ в„– 37", объектов водоснабжения в Икрянинском, Приволжском муниципальных районах, жилых домов для детей-сирот в Енотаевском, Лиманском муниципальных районах, 2-го корпуса ГАСУ АО "Астраханский дом-интернат для престарелых и инвалидов", регулирующих гидротехнических сооружений в Лиманском, Наримановском муниципальных районах, школ в Наримановском, Камызякском, Лиманском муниципальных районах, в г. Астрахани, садов-яслей в Ахтубинском, Харабалинском, Приволжском, Камызякском муниципальных районах, домов культуры в Красноярском, Наримановском, Приволжском муниципальных районах, реконструкции объекта культурного наследия "Культурно-развлекательный кинокомплекс "Октябрь", реконструкции моста в Красноярском муниципальном районе, строительству блочно-модульной котельной в г. Астрахани, реконструкции очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани "Астрводоканал", строительству Центра культурного развития в Наримановском муниципальном районе.
В 2024 - 2026 годах базовый вариант развития строительной отрасли предполагает, что объем работ по виду деятельности "Строительство" в 2024 году составит 40,2 млрд рублей, в 2025 году - 40,5 млрд рублей, в 2026 году - 40,7 млрд рублей. За период 2024 - 2026 годов темп показателя в сопоставимых ценах составит 89,8%.
Консервативный сценарий формирования объема строительных работ в рассматриваемом периоде предполагает, что темп показателя за период 2024 - 2026 годов составит 89,3%.
Малое и среднее предпринимательство,
включая микропредприятия
Малый бизнес - это значительная и неотъемлемая часть региональной экономики. Предпринимательство определяет темпы экономического роста и структуру валового регионального продукта.
В 2022 году в рамках текущей экономической ситуации Правительством Российской Федерации приняты пакеты антикризисных мер поддержки бизнеса.
Продолжают действовать программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемые через банки-партнеры. Параллельно с льготным кредитованием расширяется гарантийная защита субъектов малого и среднего предпринимательства.
На региональном уровне поддержка бизнеса также адаптируется под текущую ситуацию.
В условиях сложившейся ситуации в 2023 году прогнозируется незначительное увеличение количества малых и средних предприятий (на 1,09%) и численности работников (на 2,3%) по отношению к 2022 году.
В трехлетней перспективе (2024 - 2026 годы) прогнозируется рост количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), по сравнению с оценочным уровнем 2023 года на 4,6%. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий увеличится почти на 5% и достигнет 68,55 тыс. человек, а оборот вырастет на 0,5% и достигнет 172,1 млрд рублей.
Значительное влияние на рост показателей малого и среднего предпринимательства в среднесрочном периоде окажет реализация региональных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Субъекты малого и среднего предпринимательства не всегда обладают подушкой безопасности и не всегда готовы обеспечить себя самостоятельно в текущей экономической ситуации. Вероятные риски отражены в консервативном варианте прогноза.
Инвестиции
В первом полугодии 2023 года объем инвестиций в основной капитал составил 30,4 млрд рублей с темпом роста 89,3% к первому полугодию 2022 года.
Основной причиной снижения темпа капиталовложений в январе - июне 2023 года является снижение объема инвестиций в основной капитал в рамках промышленной разработки месторождений в российском секторе Каспийского моря.
По итогам 2023 года инвестиции в основной капитал ожидаются в объеме 90,2 млрд рублей, что составит 99,0% к уровню 2022 года.
Базовый сценарий прогноза инвестиций в основной капитал основывается на предпосылках реализации проектов в рамках сформированного плана инвестиционных затрат хозяйствующими субъектами по реализуемым проектам. В 2024 году общий объем капитальных вложений составит около 85,7 млрд рублей, в 2025 году - 85,6 млрд рублей, в 2026 году - 85,8 млрд рублей.
По консервативному варианту прогноза объем капитальных вложений прогнозируется в 2024 году в объеме 83,8 млрд рублей, в 2025 году - 83,1 млрд рублей, в 2026 году - около 83,0 млрд рублей.
По оценке министерства экономического развития Астраханской области, темп капитальных вложений за 2024 - 2026 годы сложится на уровне 82,4% в сопоставимых ценах.
Преобладающая доля в объеме инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых будет приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях.
Труд и занятость
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников. Значительное влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
По оценке 2023 года среднемесячная заработная плата работников составит 54469,1 рубля (114,0%). В прогнозном периоде по базовому варианту ежегодно ожидается положительная динамика: в 2024 году - 58772,1 рубля (107,9%), в 2025 году - 63180,1 рубля (107,5%), в 2026 году - 67602,7 рубля (107,0%). Это связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств в реальном секторе экономики, расширением имеющихся производственных предприятий, снижением неформальной занятости, в бюджетном секторе - с соблюдением уровня заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, предусмотренного указами Президента Российской Федерации.
По консервативному варианту прогноза заработная плата будет расти более низкими темпами и к 2026 году достигнет уровня 65918,6 рубля.
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), в 2023 году составит 5,4 тыс. человек, по базовому варианту в 2024 году - 5,4 тыс. человек, в 2025 году - 5,4 тыс. человек, в 2026 году - 5,4 тыс. человек. По консервативному варианту к 2026 году значение показателя составит 5,9 тыс. человек.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области,
в том числе потребность в привлечении иностранных
работников по отдельным видам экономической деятельности
Наименование показателя
Единица измерения
2024 год
2025 год
2026 год
консервативный вариант
базовый вариант
консервативный вариант
базовый вариант
консервативный вариант
базовый вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе:
тыс. человек
565,0
565,1
562,4
562,5
556,7
556,9
трудоспособное население в трудоспособном возрасте
тыс. человек
513,7
513,8
511,5
511,6
507,9
508,0
иностранные трудовые мигранты
тыс. человек
12,3
12,3
12,0
11,9
10,0
10,0
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе:
тыс. человек
39,0
39,0
38,9
39,0
38,8
38,9
пенсионеры старше трудоспособного возраста
тыс. человек
37,1
37,1
37,0
37,1
37,0
37,0
подростки моложе трудоспособного возраста
тыс. человек
1,9
1,9
1,9
1,9
1,8
1,9
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД:
тыс. человек
472,9
473,1
473,0
473,2
473,0
473,3
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
тыс. человек
56,4
56,5
56,4
56,5
56,4
56,5
добыча полезных ископаемых
тыс. человек
10,2
10,2
10,2
10,2
10,2
10,3
обрабатывающие производства
тыс. человек
45,1
45,2
45,2
45,2
45,2
45,2
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
тыс. человек
10,2
10,2
10,2
10,2
10,2
10,2
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
тыс. человек
6,3
6,3
6,3
6,3
6,3
6,3
строительство
тыс. человек
33,2
33,2
33,2
33,2
33,2
33,2
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
тыс. человек
83,6
83,6
83,6
83,7
83,6
83,7
транспортировка и хранение
тыс. человек
37,5
37,5
37,5
37,5
37,5
37,5
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
тыс. человек
16,6
16,6
16,6
16,6
16,6
16,6
деятельность в области информации и связи
тыс. человек
6,4
6,4
6,4
6,4
6,4
6,4
деятельность финансовая и страховая
тыс. человек
5,7
5,7
5,7
5,7
5,7
5,7
деятельность по операциям с недвижимым имуществом
тыс. человек
10,9
10,9
10,9
10,9
10,9
10,9
деятельность профессиональная, научная и техническая
тыс. человек
10,3
10,3
10,3
10,3
10,3
10,3
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
тыс. человек
14,7
14,7
14,7
14,7
14,7
14,7
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
тыс. человек
31,4
31,4
31,4
31,4
31,4
31,4
образование
тыс. человек
35,1
35,1
35,1
35,1
35,1
35,1
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
тыс. человек
36,1
36,1
36,1
36,1
36,1
36,1
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
тыс. человек
7,2
7,2
7,2
7,2
7,2
7,2
прочие виды экономической деятельности
тыс. человек
16,0
16,0
16,0
16,0
16,0
16,0
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе:
тыс. человек
92,1
92,0
89,4
89,3
83,7
83,6
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства
тыс. человек
48,0
48,7
46,5
47,1
46,5
47,2
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости
тыс. человек
5,0
4,3
4,7
4,3
4,5
4,2
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике
тыс. человек
39,1
39,0
38,2
37,9
32,7
32,2
Потребность в привлечении иностранных работников - всего, в том числе по разделам ОКВЭД:
человек
23600
24780
24000
25000
24100
25400
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
человек
6734
6890
6750
6750
7712
8128
добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства
человек
6359
6690
6363
6915
6748
7112
строительство
человек
814
930
825
950
940
990
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи
человек
2525
2750
2550
2800
2652
2795
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
человек
477
520
452
525
530
559
прочие виды деятельности
человек
6691
7000
7060
7060
5518
5816
В 2023 - 2025 годах прослеживается плавный рост численности занятых в экономике к 2026 году. Значение показателя в 2026 году составит 473,3 тыс. человек по базовому варианту прогноза, 473,0 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
В 2023 году численность занятых в экономике оценивается на уровне 473,0 тыс. человек, в 2024 году - 473,1 тыс. человек, в 2025 году - 473,2 тыс. человек, в 2026 году - 473,3 тыс. человек.
Анализ структуры занятости населения показал, что основная доля (около 40%) занята в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
При положительной динамике социально-экономического развития Астраханской области, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций возможно улучшение ситуации на рынке труда, снижение напряженности и уровня безработицы.
5. Основные параметры государственных программ
Астраханской области
В прогнозном периоде на 2024 - 2026 годы на территории Астраханской области планируются к реализации 25 государственных программ. Основные параметры государственных программ Астраханской области представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные программы Астраханской области
N
Перечень нормативных правовых актов, утверждающих государственные программы Астраханской области
Сроки
Ответственный исполнитель государственных программ Астраханской области
1
2
3
4
1
Постановление Правительства Астраханской области от 15.12.2022 в„– 640-П "О государственной программе "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области"
2023 - 2030 годы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
2
Постановление Правительства Астраханской области от 16.12.2022 в„– 643-П "О государственной программе "Экономическое развитие Астраханской области"
2023 - 2030 годы
Министерство экономического развития Астраханской области
3
Постановление Правительства Астраханской области от 20.12.2022 в„– 650-П "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области"
2023 - 2030 годы
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области
4
Постановление Правительства Астраханской области от 23.12.2022 в„– 685-П "О государственной программе "Развитие транспортной системы Астраханской области"
2023 - 2030 годы
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области
5
Постановление Правительства Астраханской области от 23.12.2022 в„– 707-П "О государственной программе "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Астраханской области"
2023 - 2030 годы
Министерство промышленности, торговли и энергетики Астраханской области
6
Постановление Правительства Астраханской области от 06.09.2023 в„– 498-П "О государственной программе "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство финансов Астраханской области
7
Постановление Правительства Астраханской области от 06.09.2023 в„– 499-П "О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство физической культуры и спорта Астраханской области
8
Постановление Правительства Астраханской области от 06.09.2023 в„– 500-П "О государственной программе "Содействие занятости населения Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Агентство по занятости населения Астраханской области
9
Постановление Правительства Астраханской области от 06.09.2023 в„– 501-П "О государственной программе "Мировая юстиция на территории Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Агентство по организации деятельности мировых судей Астраханской области
10
Постановление Правительства Астраханской области от 08.09.2023 в„– 522-П "О государственной программе "Социальная поддержка населения Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство социального развития и труда Астраханской области
11
Постановление Правительства Астраханской области от 08.09.2023 в„– 525-П "О государственной программе "Повышение кадрового потенциала органов государственной власти Астраханской области, государственных органов Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Администрация Губернатора Астраханской области (управление государственной гражданской службы и кадров, управление по взаимодействию с органами местного самоуправления)
12
Постановление Правительства Астраханской области от 08.09.2023 в„– 527-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство культуры Астраханской области
13
Постановление Правительства Астраханской области от 08.09.2023 в„– 530-П "О государственной программе "Информационное общество Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области
14
Постановление Правительства Астраханской области от 08.09.2023 в„– 531-П "О государственной программе "Развитие промышленности Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство промышленности, торговли и энергетики Астраханской области
15
Постановление Правительства Астраханской области от 13.09.2023 в„– 538-П "О государственной программе "Развитие культуры в Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство культуры Астраханской области
16
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области
17
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Развитие жилищного строительства в Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
18
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Гражданская оборона, защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах"
2024 - 2030 годы
Министерство региональной безопасности Астраханской области
19
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Развитие здравоохранения Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство здравоохранения Астраханской области
20
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Обеспечение общественного порядка, усиление борьбы с преступностью в Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство региональной безопасности Астраханской области
21
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Развитие образования Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство образования и науки Астраханской области
22
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Управление имущественным и градостроительным комплексом Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области
23
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Патриотическое воспитание населения Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Агентство по делам молодежи Астраханской области
24
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Молодежь Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Агентство по делам молодежи Астраханской области
25
Постановление Правительства Астраханской области, утверждающее государственную программу "Охрана окружающей среды Астраханской области"
2024 - 2030 годы
Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области
Основные приоритеты и цели государственной политики в сферах реализации государственных программ определены федеральными и региональными документами стратегического планирования, а также иными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными правовыми актами Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами Правительства Астраханской области.
------------------------------------------------------------------