Типы документов



Распоряжение Правительства Астраханской области от 20.10.2023 N 400-Пр "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 октября 2023 г. в„– 400-Пр

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Астраханской области от 07.07.2008 в„– 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области" и в целях разработки проекта закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ





Утверждены
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 20 октября 2023 г. в„– 400-Пр

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Астраханской области от 07.07.2008 в„– 39/2008-ОЗ "О бюджетном процессе в Астраханской области".
При подготовке основных направлений налоговой и бюджетной политики учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации в„– 204), от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", обязательства, предусматриваемые дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных бюджетом Астраханской области из федерального бюджета, условия и обязательства, устанавливаемые соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Астраханской области, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Астраханской области в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и приоритеты развития Астраханской области, определенные Губернатором Астраханской области.
Бюджетная и налоговая политика на 2024 - 2026 годы сохраняет преемственность приоритетов бюджетного цикла 2023 - 2025 годов и направлена на поддержание сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Астраханской области.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на обеспечение открытости и прозрачности бюджета Астраханской области и бюджетного процесса для граждан. В рамках данного направления будет поддерживаться в актуальном режиме информационный ресурс "Бюджет для граждан", а также продолжена работа по размещению информации о бюджетном процессе в Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. Основные направления налоговой политики
Астраханской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов

Основными целями налоговой политики Астраханской области на период 2024 - 2026 годов в условиях геополитической нестабильности и возрастания влияния политических факторов на экономические процессы являются определение условий, используемых при разработке проекта бюджета Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджет на 2024 - 2026 годы), подходов к формированию доходной части бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области, обеспечение роста поступления доходов и создание условий для привлечения инвестиций в экономику региона.
При формировании доходов бюджета Астраханской области учтены изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации и законодательстве Астраханской области:
индексация ставок и изменение норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от алкогольной продукции и акцизов на нефтепродукты;
продление до 2026 года ограничения на перенос на будущее убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах при расчете налога на прибыль организаций;
распределение по установленному на 2023 - 2025 годы порядку между регионами налога на прибыль от бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков, предусматривающее зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации определенной части поступлений налога на прибыль организаций от бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков (в 2024 году - 60%, в 2025 году - 40%);
понижение до 2026 года ставки по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
централизация 1% налога на прибыль организаций до 2030 года;
расширение перечня видов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость;
продление до 01.01.2025 периода действия налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. Вновь зарегистрированные предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения по 23 видам деятельности и патентной системе налогообложения по 21 виду деятельности, в течение 2 лет могут воспользоваться ставкой 0%;
установление коэффициента, учитывающего особенности регионального рынка труда Астраханской области, для отдельных категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации.
Налоговая политика в первую очередь ориентирована на рост экономической активности в регионе посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями и развития налогового потенциала, в связи с чем планируется установление преференций в виде:
- пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, признанных социальными предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о признании социальными предпринимателями которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, и организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
- освобождения от уплаты налога на имущество организаций, включенных в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса, на период с 01.01.2024 по 31.12.2025;
- установления льготы по налогу на имущество организаций, в отношении имущества, относящегося к сетям газораспределения, которое приобретено путем приватизации у органов государственной власти Астраханской области, в 2023 - 2025 годах.
Укрепление и развитие доходной базы бюджета Астраханской области осуществляется в том числе:
- в рамках реализации мероприятий по росту доходного потенциала, предусмотренных планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года, утвержденным Распоряжением Правительства Астраханской области от 20.04.2018 в„– 199-Пр (далее - план финоздоровления), и прогнозируемых к реализации до 2030 года;
- путем совершенствования администрирования доходов в консолидированный бюджет Астраханской области;
- путем проведения оценки эффективности налоговых расходов с последующим сокращением или отменой неэффективных налоговых льгот и преференций, установленных законами Астраханской области о налогах и сборах, изменению условий их предоставления.
Важно продолжать работу по повышению эффективности реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются в том числе бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджету Астраханской области и специальные казначейские кредиты, для достижения запланированных показателей по вводу нового жилья, созданию рабочих мест, привлечению внебюджетных средств и обеспечению поступления доходов от реализации указанных проектов в консолидированный бюджет Астраханской области.
В 2024 году на территории Астраханской области продолжится реализация инфраструктурного проекта "Развитие Астраханской агломерации", связанного с реконструкцией сетей водопровода и канализации посредством использования механизма финансирования за счет прироста налогов.

3. Основные направления бюджетной политики
Астраханской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов

Целью основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета на 2024 - 2026 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета Астраханской области, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформирована исходя из текущей экономической ситуации и определяет среднесрочные цели, направленные прежде всего на проведение ответственной бюджетной политики для наращивания устойчивости финансовой системы Астраханской области.
Основные направления бюджетной политики Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов:
1. Продолжение проведения мероприятий, направленных на финансовое оздоровление бюджетной системы Астраханской области.
Данные мероприятия представлены в плане финоздоровления.
2. Приоритизация расходов.
В прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов приоритетными на 2024 - 2026 годы признаются бюджетные расходы:
на оплату труда (с учетом субвенций и субсидии бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату);
на предоставление мер социальной поддержки населению Астраханской области исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости, в том числе социальной поддержки участников специальной военной операции, проводимой с 24 февраля 2022 года, и членов их семей;
на обеспечение первоочередных расходов, в том числе на уплату налогов и сборов, оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и медикаментов, а также на лекарственное обеспечение граждан;
на обеспечение выполнения условий софинансирования межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
на обеспечение финансирования мероприятий в рамках реализации региональных проектов;
на обеспечение расходов, предусмотренных условиями заключенных соглашений с Министерством финансов Российской Федерации и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области.
3. Продолжение на территории Астраханской области реализации проектной деятельности в рамках Указа Президента Российской Федерации в„– 204.
Реализуемые на территории Астраханской области региональные проекты являются основным инструментом повышения результативности и эффективности бюджетных расходов. Основное внимание в 2024 - 2026 годах будет сосредоточено на повышении качества управления региональными проектами, обеспечении надлежащего контроля за своевременностью и полнотой достижения заявленных результатов.
Финансирование региональных проектов из бюджета Астраханской области в 2024 - 2026 годах предусматривается в рамках государственных программ Астраханской области.
С 2024 года Астраханская область переходит на новую систему управления государственными программами Астраханской области с применением подходов, реализованных на федеральном уровне.
В числе новаций в структуре государственной программы Астраханской области выделяются проектная часть и процессная часть, и не предусматривается такой структурный элемент как подпрограмма.
Проектная часть содержит структурные элементы, способствующие решению основных задач, достижению стратегических целей и показателей социально-экономического развития Астраханской области.
В рамках процессной части осуществляется реализация непосредственных нормативно обусловленных функций исполнительных органов Астраханской области.
Расходная часть бюджета на 2024 - 2026 годы формируется в соответствии со следующими основными подходами.
Бюджет на 2024 - 2026 годы будет формироваться на трехлетний период на основе государственных программ Астраханской области, утвержденных Правительством Астраханской области, и непрограммных мероприятий.
Меры по повышению уровня заработной платы будут включать следующие направления:
- повышение уровня минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2024 года возрастет на 18,5% и составит 19242 рубля;
- сохранение в 2024 - 2026 годах целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в„– 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 в„– 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28.12.2012 в„– 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Астраханская область участвует в реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, ввиду чего планирование основных параметров и расходной части бюджета Астраханской области осуществляется с учетом соблюдения целевых показателей по объему дефицита бюджета Астраханской области и уровню государственного долга, установленных соглашениями, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Астраханской области. Кроме того, при планировании расходной части бюджета Астраханской области применяется принцип приоритизации расходов.
При формировании расходной части бюджета на 2024 - 2026 годы под бюджетными ассигнованиями текущего года понимаются бюджетные ассигнования, сложившиеся по направлениям расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Астраханской области на 2023 год по состоянию на 31.05.2023 включительно.
В связи с недостаточностью доходной базы бюджета Астраханской области формирование предельных объемов бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы происходило следующим образом:
1. Формирование базовых объемов расходов.
В соответствии с Постановлением министерства финансов Астраханской области от 13.07.2023 в„– 27-п "О реализации статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" произведен расчет базовых расходов на исполнение расходных обязательств на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, что соответствует минимальным объемам расходов, необходимым для исполнения действующих расходных обязательств Астраханской области (далее - расходные обязательства).
Расчет базовых объемов расходов на исполнение расходных обязательств (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений в бюджет Астраханской области) на 2024 год производился следующим образом:
- объем фонда оплаты труда (с учетом субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату) рассчитан на уровне бюджетных ассигнований текущего года с учетом изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области в сфере оплаты труда;
- объем расходов на предоставление социальных выплат гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам) определен на уровне заявленной главными распорядителями бюджетных средств бюджета Астраханской области (далее - ГРБС) потребности, в случае отсутствия заявленной потребности ГРБС - на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета разовых расходов) с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области, регулирующих предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также с учетом изменения категорий граждан, перед которыми у Астраханской области имеются публичные нормативные обязательства;
- расходы на приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, услуг связи, реализацию региональных проектов (текущие расходы), предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Астраханской области и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Астраханской области, а также бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Астраханской области и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Астраханской области, субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее - капитальные вложения) определены с учетом индексации бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям;
- расходы на софинансирование федеральных средств в рамках региональных проектов (текущие расходы) и капитальных вложений приняты на уровне бюджетных ассигнований, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период;
- расходы на приобретение коммунальных услуг (возмещение коммунальных затрат), арендную плату за пользование имуществом, услуг охраны, уплату налогов, сборов и иных платежей определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям;
- расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти Астраханской области и подведомственных им государственных казенных учреждений (без учета расходов на фонд оплаты труда, социальные выплаты гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам), приобретение коммунальных услуг (возмещение коммунальных затрат), продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, арендную плату за пользование имуществом, оплату услуг связи, охраны, уплату налогов, сборов и иных платежей) (далее - расходы на содержание аппарата управления и казенных учреждений), субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (без учета расходов на фонд оплаты труда, социальные выплаты гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам), приобретение коммунальных услуг (возмещение коммунальных затрат), продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, арендную плату за пользование имуществом, оплату услуг связи, охраны, уплату налогов, сборов и иных платежей) (далее - субсидии на госзадание), средства на реализацию отдельных полномочий Астраханской области в рамках прочих непрограммных расходов иных непрограммных мероприятий определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям;
- субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг приняты на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям (без учета разовых расходов) с учетом заявленной потребности ГРБС и необходимого уровня софинансирования межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - софинансирование федеральных средств);
- расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения Астраханской области, расходы на обслуживание государственного долга Астраханской области приняты на уровне заявленной потребности ГРБС;
- объем дорожного фонда Астраханской области сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области в объеме прогнозируемых доходных источников;
- расходы, связанные с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований Астраханской области (включая субвенцию на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (далее - субвенция на осуществление отдельного полномочия), приняты на уровне бюджетных ассигнований, утвержденных на 2024 год законом Астраханской области о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;
- субсидия муниципальным образованиям Астраханской области на софинансирование проектов инициативного бюджетирования определена на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- остальные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Астраханской области определены на уровне заявленной потребности ГРБС и с учетом необходимого уровня софинансирования федеральных средств;
- субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области на иные цели (без учета расходов на фонд оплаты труда, социальные выплаты гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам), приобретение коммунальных услуг (возмещение коммунальных затрат), продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, арендную плату за пользование имуществом, оплату услуг связи, охраны, уплату налогов, сборов и иных платежей) (далее - субсидии на иные цели) определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета разовых расходов) с учетом заявленной потребности ГРБС и необходимого уровня софинансирования федеральных средств;
- резервный фонд Правительства Астраханской области определен на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы на реализацию плана природоохранных мероприятий Астраханской области за счет поступивших экологических платежей в бюджет Астраханской области в рамках основного мероприятия "Реализация мероприятий в соответствии со статьей 16.6 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области" (далее - расходы на реализацию плана природоохранных мероприятий) сформированы в объеме прогнозируемых доходных источников;
- расходы на реализацию инфраструктурного проекта за счет бюджетного кредита определены в соответствии с протоколом заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 12.05.2022 в„– 22;
- расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов рассчитаны в соответствии с Дополнительным соглашением в„– 2 к Соглашению от 14.12.2020 в„– 01-01-06/06-1016, Дополнительным соглашением в„– 8 к соглашениям от 21.12.2015 в„– 01-01-05/06-256, от 10.10.2026 в„– 01-01-06/06-236, от 22.11.2017 в„– 01-01-06/06-284, от 18.12.2017 в„– 01-01-06/06-346 и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 в„– 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и от 13.12.2017 в„– 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- остальные расходы определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета расходных обязательств, действие которых заканчивается в текущем году) с учетом заявленной потребности ГРБС и потребности в бюджетных ассигнованиях на софинансирование федеральных средств.
Расчет базовых объемов расходов на исполнение расходных обязательств (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений бюджета Астраханской области) на плановый период 2025 и 2026 годов производился следующим образом:
- объем фонда оплаты труда (с учетом субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату) рассчитан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области в сфере оплаты труда;
- объем расходов на предоставление социальных выплат гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам) определен на уровне заявленной потребности ГРБС, в случае отсутствия заявленной потребности ГРБС - на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета разовых расходов) с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области, регулирующих предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также с учетом изменения категорий граждан, перед которыми у Астраханской области имеются публичные нормативные обязательства;
- расходы на приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, коммунальных услуг, услуг связи, на реализацию региональных проектов (текущие расходы), на капитальные вложения определены с учетом индексации от уровня минимально необходимой потребности предыдущего года;
- расходы на арендную плату за пользование имуществом, приобретение услуг охраны, уплату налогов, сборов и иных платежей определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям;
- расходы на содержание аппарата управления и казенных учреждений, субсидии на госзадание, средства на реализацию отдельных полномочий Астраханской области в рамках прочих непрограммных расходов иных непрограммных мероприятий определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям;
- расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения Астраханской области, расходы на обслуживание государственного долга Астраханской области приняты на уровне заявленной потребности ГРБС;
- объем дорожного фонда Астраханской области сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области в объеме прогнозируемых доходных источников;
- субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг приняты на уровне бюджетных ассигнований текущего года по данным направлениям (без учета разовых расходов) с учетом заявленной потребности ГРБС и необходимого уровня софинансирования федеральных средств;
- расходы на софинансирование федеральных средств в рамках региональных проектов (текущие расходы) и капитальных вложений приняты на уровне бюджетных ассигнований 2025 года, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период;
- расходы, связанные с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований Астраханской области (включая субвенцию на осуществление отдельного полномочия), приняты на уровне бюджетных ассигнований 2025 года, утвержденных законом Астраханской области о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период;
- субсидии муниципальным образованиям Астраханской области на софинансирование проектов инициативного бюджетирования определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- остальные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Астраханской области определены с учетом необходимого уровня софинансирования федеральных средств и заявленной потребности ГРБС;
- субсидии на иные цели определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета разовых расходов) с учетом заявленной потребности ГРБС и необходимого уровня софинансирования федеральных средств;
- резервный фонд Правительства Астраханской области определен на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы на реализацию плана природоохранных мероприятий сформированы в объеме прогнозируемых доходных источников;
- расходы на реализацию инфраструктурного проекта за счет бюджетного кредита определены в соответствии с протоколом заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 12.05.2022 в„– 22;
- остальные расходы определены на уровне бюджетных ассигнований текущего года (без учета расходных обязательств, действие которых заканчивается в текущем году) с учетом потребности в бюджетных ассигнованиях на софинансирование федеральных средств и заявленной потребности ГРБС;
- условно утверждаемые расходы рассчитаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, осуществляемые за счет целевых безвозмездных поступлений в бюджет Астраханской области, отражаются в бюджете Астраханской области в объеме прогнозируемых поступлений в соответствии с целями их предоставления.
2. Определение подходов к формированию предельных объемов бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета на 2024 - 2026 годы исходя из объемов прогнозируемых доходов бюджета Астраханской области, основных направлений государственной долговой политики Астраханской области и необходимости исполнения обязательств, установленных дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, формирование расходной части бюджета Астраханской области (без учета расходов, осуществляемых за счет целевых безвозмездных поступлений бюджета Астраханской области) произведено с условием реструктуризации государственного долга Астраханской области и в соответствии с принципом приоритизации.
При формировании проекта бюджета на 2024 - 2026 годы применены следующие подходы:
2.1. По текущим расходам без учета расходов на реализацию региональных проектов и расходов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда Астраханской области, единый подход к формированию предельных объемов бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы применяется по следующим расходам:
- расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения Астраханской области, расходы на обслуживание государственного долга Астраханской области - в объеме заявленной потребности ГРБС;
- расходы на исполнение социальных выплат гражданам (включая расходы на доставку социальных выплат гражданам) - на уровне заявленной потребности ГРБС;
- расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, денежной компенсации стоимости однократного прохождения обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, и получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, денежной компенсации стоимости обучения на подготовительных отделениях в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ на территории Российской Федерации, - на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- резервный фонд Правительства Астраханской области, расходы на реализацию плана природоохранных мероприятий, инфраструктурного проекта за счет бюджетного кредита, расходы на реализацию мероприятий в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 в„– 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и от 28.06.2021 в„– 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", субвенция на осуществление части переданных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, софинансирование федеральных средств (за исключением субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации), дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований Астраханской области, субсидия на софинансирование проектов инициативного бюджетирования в Астраханской области - в объеме минимально необходимой потребности;
- субвенция на осуществление отдельного полномочия - расчетно;
- остальные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Астраханской области (за исключением субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату, субвенции на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях, межбюджетных трансфертов на оснащение средствами обучения и воспитания объекта капитальных вложений "Строительство школы на 1000 учащихся по адресу: г. Астрахань, в границах пер. 2-й Железнодорожный, улица 8-я Железнодорожная, Пражской, Румынской") - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, до места получения медицинской помощи и обратно, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем обучающихся в государственных образовательных организациях Астраханской области, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализацию мероприятий по созданию и функционированию учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" - в объеме минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на стипендиальное обеспечение обучающихся (министерство культуры Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области) - на уровне заявленной потребности ГРБС;
- субсидии на иные цели на стипендиальное обеспечение обучающихся (министерство образования и науки Астраханской области) - на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- остальные субсидии на иные цели (за исключением расходов на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области, на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга, на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров) - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий на исполнение государственного заказа государственными казенными предприятиями Астраханской области в рамках ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления государственной собственностью Астраханской области") - на уровне 6 месяцев от объема минимально необходимой потребности.
По остальным расходам применяются следующие подходы.
На 2024 год:
- объем фонда оплаты труда (с учетом субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату), выплаты, связанные с осуществлением депутатских полномочий, - на уровне бюджетных ассигнований текущего года с учетом изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Астраханской области в сфере оплаты труда;
- расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей, на приобретение коммунальных услуг - в объеме минимально необходимой потребности;
- расходы на приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, услуг связи, охраны, на арендную плату за пользование имуществом - на уровне бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы на содержание аппарата управления и казенных учреждений, субсидии на госзадание - на уровне 8 месяцев минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области - в объеме минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга - на уровне заявленной потребности ГРБС;
- расходы на проведение выборов, реализацию мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, предоставление путевок детям из многодетных семей в оздоровительные лагеря, санаторно-курортные организации - в объеме минимально необходимой потребности;
- другие расходы (действующие обязательства), за исключением расходов на обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард", субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования и прочих мероприятий в сфере образования, исходя из срока действия расходных обязательств - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности.
На 2025 год:
- объем фонда оплаты труда (без учета субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату) - на уровне бюджетных ассигнований 2024 года;
- субвенции и субсидии бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащие заработную плату, выплаты, связанные с осуществлением депутатских полномочий, - на уровне 11 месяцев бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей, на приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, коммунальных услуг, услуг связи, охраны, на арендную плату за пользование имуществом - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- расходы на содержание аппарата управления и казенных учреждений, субсидии на госзадание - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- другие расходы (действующие обязательства), за исключением расходов на обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард", субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования и прочих мероприятий в сфере образования, исходя из срока действия расходных обязательств - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности.
На 2026 год:
- объем фонда оплаты труда (без учета субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащих заработную плату) - на уровне бюджетных ассигнований 2024 года;
- субвенции и субсидии бюджетам муниципальных образований Астраханской области, содержащие заработную плату, выплаты, связанные с осуществлением депутатских полномочий, - на уровне 9 месяцев бюджетных ассигнований текущего года;
- расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей, на приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, коммунальных услуг, услуг связи, охраны, на арендную плату за пользование имуществом - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- расходы на содержание аппарата управления и казенных учреждений, субсидии на госзадание - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- субсидии на иные цели на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности;
- другие расходы (действующие обязательства), за исключением расходов на обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард", субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования и прочих мероприятий в сфере образования, исходя из срока действия расходных обязательств - на уровне 6 месяцев минимально необходимой потребности.
2.2. Общий объем текущих расходов на реализацию региональных проектов предусмотрен на уровне бюджетных ассигнований планового периода, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период (бюджетные ассигнования 2026 года приняты на уровне бюджетных ассигнований 2025 года).
2.3. Расходы на проведение транспортной реформы развития пассажирского транспорта общего пользования в Астраханской области на 2024 год сформированы на уровне заявленной потребности ГРБС, на 2025 и 2026 годы - на уровне бюджетных ассигнований 2024 года, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период.
2.4. Общий объем расходов на капитальные вложения (без учета расходов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда Астраханской области) определен на уровне бюджетных ассигнований планового периода, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период (бюджетные ассигнования 2026 года приняты на уровне бюджетных ассигнований 2025 года).
2.5. Расходы дорожного фонда Астраханской области сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области в объеме прогнозируемых доходных источников.
Расходы, осуществляемые за счет целевых безвозмездных поступлений в бюджет Астраханской области, отражаются в бюджете Астраханской области в объеме прогнозируемых поступлений в соответствии с целями их предоставления.
В плановом периоде 2025 и 2026 годов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации предусматриваются условно утверждаемые расходы.
В составе расходов бюджета на 2024 - 2026 годы министерству финансов Астраханской области на 2024 - 2026 годы предусматриваются ассигнования по целевой статье "Средства на реализацию отдельных полномочий Астраханской области" в целях их дальнейшего использования (перераспределения) при исполнении бюджета Астраханской области.
В ходе дальнейшей работы над проектом закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" при получении дополнительных нецелевых доходов бюджета Астраханской области будет рассматриваться вопрос об увеличении бюджетных ассигнований по таким направлениям, как расходы на исполнение публичных нормативных обязательств, приобретение продуктов питания, медикаментов и изделий медицинского назначения, уплату налогов, оплату коммунальных платежей и другие расходы социальной и экономической направленности.

4. Мероприятия по обеспечению сбалансированности
бюджета Астраханской области

На протяжении нескольких лет в Астраханской области проводятся мероприятия по мобилизации доходов бюджетов всех уровней, в ходе которых исполнительными органами Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, налоговыми, контролирующими и правоохранительными органами осуществляются совместные мероприятия.
Принятый в 2018 году в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации план финоздоровления направлен на сохранение устойчивости бюджетной системы Астраханской области, обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области, сокращение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области, погашение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Астраханской области.
Реализация плана финоздоровления позволит повысить качество управления государственными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов повышается актуальность эффективности использования бюджетных средств. Основные задачи бюджетной политики на 2024 - 2026 годы:
- недопущение увеличения расходов на исполнение принятых расходных обязательств, а также принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Астраханской области, установленного Правительством Российской Федерации;
- соблюдение условий дополнительных соглашений о реструктуризации государственного долга Астраханской области;
- осуществление финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ);
- формирование эффективной системы управления бюджетными инвестициями Астраханской области;
- повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Астраханской области продолжится работа с Правительством Российской Федерации в целом и Министерством финансов Российской Федерации, в частности, по вопросу оказания финансовой помощи бюджету Астраханской области в форме предоставления дополнительной дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Астраханской области.


------------------------------------------------------------------