Типы документов



Распоряжение минобрнауки Астраханской области от 16.03.2023 N 160 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 марта 2023 г. в„– 160

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение пункта 13 основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р, в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174":
1. Утвердить:1.1. Прилагаемое Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области согласно приложению в„– 2 к настоящему Распоряжению.
1.2. Прилагаемый Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области на период до 2024 года согласно приложению в„– 2 к настоящему Распоряжению.
2. Назначить ответственным за создание функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Калиниченко Андрея Евгеньевича.
3. Определить координатором региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области центр непрерывного повышения профессионального мастерства государственного автономного образовательного учреждения Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".
5. Управлению развития общего, дополнительного образования, воспитательной работы и социализации детей министерства образования и науки Астраханской области осуществлять взаимодействие с государственным автономным образовательным учреждением Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" по координации деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области.
6. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Астраханской области, осуществляющих управление в сфере образования, в организации работы по обеспечению профессионального развития педагогических работников подведомственных образовательных организаций руководствоваться прилагаемым Положением о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области.
7. Признать утратившими силу Распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 14.07.2021 в„– 223 "Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области", от 03.03.2022 в„– 84 "Об утверждении Концепции обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области".
8. Управлению организационного и правового обеспечения образования министерства образования и науки Астраханской области в семидневный срок со дня принятия:
8.1. Направить копии настоящего Распоряжения поставщикам справочных правовых систем ООО "АИЦ КонсультантПлюс" и ООО "Гарант Сервис";
8.2. Разместить настоящее Распоряжение на официальном сайте министерства образования и науки Астраханской области https://minobr.astrobl.ru.
9. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения оставляю за собой.

Министр
Е.А.УГАРОВ





Приложение в„– 1
к Распоряжению министерства
образования и науки
Астраханской области
от 16 марта 2023 г. в„– 160

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Положение) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области (далее - РС НМС), организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь формируемых в системе образования Астраханской области структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования РС НМС:
- Федеральный закон от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 в„– 204.
- Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" от 21.07.2020 в„– 474.
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 в„– 1642.
- Паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 в„– 16.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 в„– 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста.
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174".

2. Цель, задачи и принципы формирования РС НМС

2.1. Целью РС НМС является обеспечение функционирования на территории Астраханской области единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
2.2. Задачи РС НМС:
- создание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- создание единой региональной системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ (далее - ФР ДПП) разработанными в Астраханской области программами повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами РС НМС для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе консолидации и совместного использования ресурсов;
- создание условий для вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в научно-исследовательскую деятельность;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций;
- разработка и внедрение прогрессивных форм научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, построенных с учетом выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ) дефицитов на основе проведенной диагностики;
2.3. Методологической основой создания РС НМС как части ЕФС, являются следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника и управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
2.4. Принципами формирования РС НМС являются:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- соответствие реализуемых в Астраханской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям их личностно-профессионального роста и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

3. Структура и субъекты РС НМС

3.1. РС НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство), исполняющее следующие функции:
- утверждает комплекс мер ("дорожную карту) по созданию РС НМС;
- обеспечивает материально-технические, финансовые, кадровые и иные условия для достижения показателей функционирования РС НМС;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между органами местного самоуправления Астраханской области, осуществляющим управление в сфере образования (далее - МОУО), министерством и государственным автономным образовательным учреждением Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ Института "Платформа", о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает финансирование региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основании разработанного и установленного норматива стоимости затрат на реализацию дополнительных профессиональных программ;
- обеспечивает в рамках государственного задания финансирование работ и услуг по обеспечению функционирования РС НМС.
3.2.2. ЦНППМ Института "Платформа", исполняющий следующие функции:
- осуществляет взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- осуществляет координацию деятельности структурных компонентов РС НМС;
- осуществляет процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организует внедрение региональной целевой модели наставничества педагогических работников;
- организует внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- осуществляет координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- организует проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организует обучения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
- осуществляет адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
- обеспечивает координацию деятельности ЦНППМ, созданных на базе других государственных образовательных организаций, выполняющих функции его распределенных площадок, с целью сохранения единого образовательного пространства в части непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на территории Астраханской области;
- обеспечивает информационное взаимодействие с ЦНППМ, созданными на базе других государственных образовательных организаций, выполняющими функции его распределенных площадок, запрашивает у них данные для сводной отчетности;
- осуществляет взаимодействие с муниципальными методическими службами/районными методическими кабинетами, функционирующими в муниципальных системах образования Астраханской области;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения.
3.2.3. ЦНППМ, созданные на базе ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева" и ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж" (далее - ЦНППМ АГУ, ЦНППМ АСПК), выполняющие функции распределенных площадок ЦНППМ Института "Платформа", исполняющие следующие функции:
- реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее - ДПП ПК) для педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляют посткурсовое сопровождение ДПП ПК;
- формируют профессиональные компетенции педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивают повышение их мотивации к освоению новых знаний, приобретению навыков и практического опыта, использованию в своей практической деятельности современных образовательных и управленческих технологий;
- организуют разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в первые три года работы;
- внедряют региональную целевую модель наставничества педагогических работников в первые три года работы.
- взаимодействуют в своей деятельности с ЦНППМ Института "Платформа";
- осуществляют информационное взаимодействие с ЦНППМ Института "Платформа";
- оказывают содействие ЦНППМ Института "Платформа" в сборе информации на проведение научных (научно-практических) исследований;
- совместно с ЦНППМ Института "Платформа" участвуют в разработке различных формы поддержки и сопровождения педагогических работников;
- создают на своей базе кадровые, материально-технические, методические и иные условия для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- совместно с ЦНППМ Институт "Платформа" обеспечивают тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших ДПП ПК (в том числе из федерального реестра);
- организуют адресную методическую поддержку /консультирование/ сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.4. Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее - Институт "Платформа"), исполняющее следующее функции:
- обеспечивает разработку и реализацию ДПП ПК в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в ФР ДПП;
- разрабатывает диагностический комплекс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров (с привлечением организаций среднего профессионального и высшего образования и центров оценки квалификаций);
- включает диагностический комплекс в ДПП ПК с последующим построением индивидуальных образовательных маршрутов для слушателей;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.
- обеспечивает функционирование ЦНППМ Института "Платформа";
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает внедрение новых технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.5. Региональный методический актив (педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет из числа штатных сотрудников Института, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества), осуществляющий деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
- посткурсовое сопровождение ДПП ПК;
- реализация ДПП ПК на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение ДПП ПК, включенных в ФР ДПП;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация методической помощи педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
В состав регионального методического актива входят руководители методических объединений, методических советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
3.2.6. Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Центр мониторинга в образовании" (далее - Центр мониторинга в образовании), исполняющее следующие функции:
- организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение; оказывает методическую помощь учителям-экспертам, членам комиссий по проверке работ ОГЭ, ЕГЭ;
- организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся.
3.2.7. Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного образования "Региональный школьный технопарк" (далее - РШТ), исполняющее следующие функции:
- организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение педагогических работников, работающих с одаренными детьми;
- оказывает методическая помощь учителям-экспертам, членам жюри олимпиадных и конкурсных работ обучающихся.
3.2.8. Государственное автономное учреждение Астраханской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - Центр "Эмпатия"), исполняющее следующие функции:
- организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение педагогических работников, осуществляющих обучение детей с девиантным поведением;
- осуществляет методическую и психологическую помощь педагогам, выходящим на аттестацию, и педагогам, испытывающим профессиональное выгорание.
3.2.9. Региональное учебно-методическое объединение в сфере общего образования Астраханской области (далее - РУМО), исполняющее следующие функции:
- организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение; оказывает методическую помощь педагогическим работникам;
- выявляет и транслирует лучшие педагогические практики демонстрации личного профессионального опыта;
- внедряет и тиражирует лучшие инновационные педагогические и управленческие практики;
- оказывает консультативную помощь и поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам;
- участвует в экспертной деятельности.
3.3. Структурный компонент РС НМС муниципального уровня представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальные методические службы (далее - ММС), районные методические кабинеты Астраханской области, исполняющие следующие функции:
- обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ Института "Платформа", ЦНППМ АГУ, ЦНППМ АСПК в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников;
- обеспечивают изучение запросов и оказывают практическую помощь педагогическим работникам и управленческим кадрам на территории соответствующего муниципального образования;
- координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру соответствующей муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
3.3.2. Муниципальные методические объединения, исполняющие следующие функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.3.3. Муниципальные учебно-методические объединения, исполняющие следующие функции:
- участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляют работу с молодыми специалистами и вновь прибывшими в образовательные организации педагогическими работниками;
- осуществляют выявление и трансляцию лучших педагогических практик, демонстрацию личного профессионального опыта на уровне муниципалитета;
- внедряют и тиражируют лучшие педагогические и управленческие практики через взаимодействие с РУМО.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.4.1. Методические (научно-методические) советы образовательных организаций, исполняющие следующие функции:
- обеспечивают взаимодействие с ММС, ЦНППМ Института "Платформа", ЦНППМ АГУ, ЦНППМ АСПК в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организуют и сопровождают деятельность профессиональных объединений педагогических работников образовательных организаций, в том числе создают в образовательных организациях профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивают условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводят семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками образовательных организаций компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников образовательных организаций, исполняющие следующие функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников образовательных организаций на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам образовательных организаций в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др., осуществляющие "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализующие программы наставничества.

4. Основные механизмы формирования и функционирования РС НМС

4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС:
- распоряжение министерства, утверждающее настоящее Положение;
- распорядительный акт министерства, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников и управленческих кадров, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Астраханской области на разработку и реализацию ДПП ПК с учетом программ, размещенных в ФР ДПП, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций.
4.4. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.5. Наделение ЦНППМ Института "Платформа" полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Астраханской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования.
4.6. Применение современных диагностических процедур на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ДПП ПК.
4.7. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.

5. Механизмы взаимодействия субъектов РС НМС

5.1. Взаимодействие субъектов нацелено на повышение эффективности РС НМС и осуществляется в рамках следующих основных направлений:
5.1.1. Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включающее:
- стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
- координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
- оценку эффективности РС НМС.
5.1.1.1. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 1 являются:
- концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
- соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
- семинары-совещания, вебинары;
- мониторинговые исследования и т.д.
5.1.1.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
- разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- формирование и организация деятельности регионального методического актива.
5.1.2. Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включающее:
- диагностику профессиональных компетенций;
- проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
- совершенствование качества образовательного контента ДПП ПК, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
- реализацию ДПП ПК, в том числе в форме стажировок;
- внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.1.2.1. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 2 являются:
- ДПП ПК из ФР ДПП;
- ДПП ПК, реализуемые в сетевой форме;
- ДПП ПК, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
- иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
- процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
5.1.2.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
- построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
- организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
- осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
- разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
- сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.1.3. Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
Механизмом взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 3 являются:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РС НМС;
- аннотированный каталог научно-методических разработок;
- инновационные проекты (площадки);
- научно-практические конференции, форумы и т.д.
5.1.3.1. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
- обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
- ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП ПК, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
- информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
- руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

6. Показатели эффективности функционирования РС НМС

6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РС НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области.
6.1.1. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС;
- разработана с учетом социально-экономических условий и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС.
6.1.2. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- доля педагогических работников, освоивших ДПП ПК, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций;
- количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации.
6.1.3. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
- количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения;
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем;
- данные официальных сайтов министерства, института, Центра мониторинга в образовании, ММС, районных методических кабинетов, образовательных организаций, иные информационные ресурсы Астраханской области;
- изучение нормативных правовых и локальных актов министерства, института, Центр мониторинга в образовании, ММС, образовательных организаций, муниципальных методических служб, районных методических кабинетов, образовательных организаций.
6.3. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.





Приложение в„– 2
к Распоряжению министерства
образования и науки
Астраханской области
от 16 марта 2023 г. в„– 160

КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА

Используемые сокращения:

ЕФС
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
ДПП ПК
дополнительные профессиональные программы повышения квалификации
Институт "Платформа"
государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования"
ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут
министерство
министерство образования и науки Астраханской области
ММС
муниципальные методические службы
МОУО
органы местного самоуправления Астраханской области, осуществляющие управление в сфере образования
Положение
положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
РМА
региональный методический актив
РС НМС
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской
РУМО
региональное учебно-методическое объединение в сфере общего образования Астраханской области
РШТ
государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного образования "Региональный школьный технопарк"
ФР ДПП
федеральный реестр дополнительных профессиональных программ
Центр мониторинга в образовании
государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования "Центр мониторинга в образовании"
Центр "Эмпатия"
государственное автономное учреждение Астраханской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ЦНППМ
центр непрерывного повышения профессионального мастерства
ЦНППМ АГУ
ЦНППМ, созданный на базе ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева"
ЦНППМ АСПК
ЦНППМ, созданный на базе ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"
ЦНППМ Института "Платформа"
ЦНППМ, созданный на базе ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования"

в„– п/п
Наименование мероприятия
Ответственный субъект региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Астраханской области
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Срок
Ожидаемый результат
1
2
3
4
5
6
Направление 1. "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
1.1.
Разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, обеспечивающей функционирование РС НМС
министерство, Институт "Платформа"
первый заместитель министра, директор Института "Платформа"
постоянно
Утвержден и задействован пакет нормативных правовых актов и распорядительных документов министерства, обеспечивающих функционирование РС НМС, в том числе мониторинг ее текущего состояния на основании единых критериев и индикаторов
1.2.
Организация проведения мониторинга эффективности функционирования РС НМС, деятельности отдельных субъектов РС НМС с целью оценки результативности для объективного отражения состояния и перспектив развития РС НМС, обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе разработанных критериев и индикаторов эффективности
министерство, Институт "Платформа"
директор ИРО, директор ЦНППМ
не менее одного раза в год
Утверждены распорядительные документы министерства, определяющие сроки, исполнителей и субъекты мониторинга, а также алгоритм исполнения процедур мониторинга
1.3.
Оценка эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС по результатам мониторинга
Институт "Платформа", ЦНППМ Института "Платформа"
исполнительный директор ИРО, директор ЦНППМ Института "Платформа"
в течение 30 дней после получения результатов мониторинга
Сформирован информационно-аналитический отчет, являющийся основой для принятия управленческих решений на всех уровнях администрирования РС НМС
1.4.
Формирование и организация деятельности РМА
Института "Платформа"
руководители ЦНППМ Института "Платформа", ЦНППМ АСПК
ежегодно
Наличие распорядительного акта института "Платформа" (приказ), утверждающего персональный состав членов РМА; их закрепление за педагогическими работниками образовательных организаций Астраханской области на основании диагностики профессиональных компетенций; план работы РМА
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров"
2.1.
Организация и проведение процедур диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров
ЦНППМ Института "Платформа", Центр мониторинга в образовании
директор ЦНППМ Института "Платформа", директор Центра мониторинга в образовании
ежегодно
Диагностика предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров проводится ежегодно на регулярной основе
2.2.
Проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства
ЦНППМ, РМА
руководители ЦНППМ, региональные методисты, представители образовательных организаций
ежегодно по итогам проведения процедуры диагностики профессиональных компетенций
Создан и задействован механизм, обеспечивающий на постоянной основе ИОМ профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетенций
2.3.
Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников
Предлагаю указать чьей именно деятельности
ЦНППМ, РМА
руководители ЦНППМ, региональные методисты, представители образовательных организаций
ежегодно на основании выстроенных ИОМ
Осуществление на регулярной основе методического сопровождения педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения; организации процесса взаимодействия и взаимообучения педагогических работников при реализации ими выстроенных ИОМ в образовательной организации
2.4.
Организация повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов
Институт "Платформа", ЦНППМ
исполнительный директор Института "Платформа", руководители ЦНППМ
ежегодно
Заинтересованные педагогические работники и управленческие кадры обладают необходимым объемом информации об актуальных ДПП ПК, которые они могут освоить в Институте "Платформа", ЦНППМ и ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России", в том числе с учетом выявленных профессиональных дефицитов
2.5.
Обеспечение повышения качества контента программ ДПО ПК, в том числе представляемых к включению в ФР ДПП
Институт "Платформа", ЦНППМ
исполнительный директор Института "Платформа", руководители ЦНППМ
ежегодно
На основании анализа контента программ ДПП ПК; осуществляется разработка новых и совершенствование имеющихся ДПП ПК с целью использования их для повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров и представления для включения их в ФР ДПП
2.6.
Осуществление мероприятий по профилактике профессионального выгорания педагогических работников
Центр "Эмпатия"
директор Центра "Эмпатия"
Постоянно
Мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогических работников, включающие диагностику, консультирование, психолого-педагогическое сопровождение, развитие наставничества, проводятся на регулярной основе
2.7.
Внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы
министерство, ЦНППМ, профессиональные сообщества
первый заместитель министра, руководители ЦНППМ, директор Центра "Эмпатия", руководители ММС, председатель Областного Профсоюза работников образования
постоянно
Внедрена и реализуется целевая модель наставничества педагогических работников; ведется регулярно обновляемая информационная база наставничества; аккумулируются и транслируются эффективные практики педагогического наставничества; осуществляется сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года
2.8.
Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, в том числе для молодых педагогов в возрасте до 35 лет
министерство, Институт "Платформа", ЦНППМ, Центр мониторинга в образовании, Центр "Эмпатия", РМА, ММС, профессиональные сообщества и ассоциации педагогических работников и управленческих кадров, образовательные организации
первый заместитель министра, руководители ЦНППМ, директор Центра мониторинга в образовании, директор Центра "Эмпатия", региональные методисты руководители ММС, председатель Областного Профсоюза работников образования, руководители образовательных организаций
постоянно
Для педагогических работников и управленческих кадров системно проводятся региональные мероприятия (съезды, конференции, слеты, конкурсы и олимпиады профессионального мастерства мастер-классы, десанты, семинары, вебинары, практикумы и др.), направленные на их профессиональное развитие
2.9.
Формирование и пополнение реестра лучших образовательных практик педагогических работников
министерство, Институт "Платформа", ЦНППМ, Центр мониторинга в образовании, РМА, РУМО, ММС, образовательные организации
первый заместитель министра, руководители ЦНППМ, директор Центра мониторинга в образовании, региональные методисты, председатель РУМО, руководители ММС
постоянно
Обеспечен доступ к реестру лучших образовательных практик педагогических работников для профессионального использования, информирования СМИ и заинтересованных участников образовательных отношений
2.10.
Формирование системы адресной методической помощи для личностно-профессионального развития руководителей образовательных организаций с низкими образовательными результатами
Институт "Платформа", Центр мониторинга в образовании
научный руководитель Института "Платформа", директор Центра мониторинга в образовании
ежегодно
Сформирована и задействована на регулярной основе региональная система адресной методической поддержки образовательных организаций, демонстрирующих низкие образовательные результаты и функционирующих в сложных социальных условиях
2.11.
Вовлечение педагогов в экспертную деятельность
ЦНППМ, РУМО
директор ЦНППМ, председатель РУМО
ежегодно
Задействована практика привлечения педагогов к экспертной деятельности, ежегодно фиксируется рост количества экспертных заключений, подготовленных педагогическими работниками
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования"
3.1.
Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими, материалами, в том числе цифровыми
Институт "Платформа"
научный руководитель Института "Платформа"
ежегодно
Ежегодно фиксируется рост количества востребованных методических материалов, в том числе электронных, для педагогических работников и управленческих кадров
3.2.
Ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных о ДПП ПК, реализуемых в регионе, деятельности профессиональных педагогических сообществ, о передовом педагогическом опыте)
Институт "Платформа", ЦНППМ, РУМО
научный руководитель Института "Платформа", председатель РУМО
постоянно
Систематически осуществляется пополнение и корректировка регионального банка успешных педагогических и управленческих практик. Заинтересованное профессиональное сообщество имеет постоянный доступ к базам данным для использования в работе
3.3.
Информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
министерство, Институт "Платформа", ЦНППМ, РУМО, профессиональные сообщества и ассоциации педагогических работников и управленческих кадров
первый заместитель министра, научный руководитель Института "Платформа", председатель РУМО
постоянно
Трансляция на регулярной основе в социальных сетях и на официальных сайтах министерства и Института "Платформа" информации об основных тенденциях развития образования и передовых технологиях в сфере образования


------------------------------------------------------------------